Что же представляла собой эта лодка?
Это была первая дизель-электрическая подводная лодка российского флота, построенная по проекту выдающегося русского корабельного инженера Ивана Бубнова. Для своего времени лодка была передовым кораблём, на котором впервые был применён дизельный двигатель для обеспечения надводного хода. А точнее двигателей было три по 300 л.с. Каждый, т.к. более мощные на то время дизельные двигатели конструктивно по своим размерам не входили в корпус лодки. Отсюда и три гребных винта, которые так и остались в единственном исполнении на пл «Акула».
Итак, «Акула» была заложена на балтийском заводе в санкт-петербурге 7 декабря 1906 года, в августе 1909 года спущена на воду и лишь только 19 ноября 1911 года вошла в состав флота, превратившись, по сути, в долгострой. О его причинах мы сегодня за неимением времени говорить не будем. Но, в целом, причины эти порождены пораждены тем же чиновничьим равнодушием и несогласованностью действий, что и сегодня часто имеют место в нашей жизни.
Тем не менее, лодка, по тому времени, всё равно оставалась достаточно современной и классифицировалась, как большая подводная лодка- она имела водоизмещение 360/468тн. Глубина погружения – 50м. Скорость хода 10/6 узлов. Дальность плавания 1000/28 миль. Размеры: 56 м (по квл) * 3,76 м. На вооружении имелось 8 торпедных аппаратов: 2 в носу и 2 в корме, а также 4 внешних торпедных аппаратов системы Джевецкого. Все торпеды калибром 457мм. Впоследствии в 1915 году было установлено одно 47мм орудие и два зенитных пулемёта в целях пво. Условия обитаемости экипажа тоже были передовыми по тому времени для российских пл: имелись 3 офицерские каюты по 1кв.м площадью и кают-компания площадью зкв.м. Экипаж лодки 35 человек: 4 офицера и 31 матрос.
Для сравнения апл пректа 941 «Акула» – тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения – созданные в 80-х годах прошлого века, имеют длину 172м, ширину- 23.3м и осадку 11,5м. Наша апл была внесена в книгу рекордов гиннеса не только из-за своих размеров, но и по скорости хода в подводном положении, по бесшумности среди лодок своего класса, по капсульной конструкции прочного корпуса и, естественно, по вооружению.
Но вернёмся к нашей «Акуле».
Первым командиром подводной лодки был капитан 2 ранга Сергей Николаевич Власьев. Опытный морской офицер-подводник, он принял командование лодкой в ноябре 1907 года. Проведя весь комплекс строительных работ и сдаточных испытаний, под его командованием корабль вошёл в состав флота, а в августе 1914 года вступил в войну на Балтике. Экипаж лодки был многонациональным: были в нём русские, латыши, эстонцы и немцы. Обитаемость л/с хоть и считалась передовой по тому времени, но фактически, по словам современников, за каждый выход в море подводников надо было награждать Георгиевскими крестами за мужество.
С началом в 1914 году на Балтике боевых действий пл приняла в них активное участие, проводя поисковые действия на коммуникациях противника, а также обеспечивая прикрытие минно-заградительных и набеговых действий лёгких сил флота. 8 ноября 1914 года находясь в дозоре пл обнаружила немецкий крейсер «Амазоне» и с расстояния около 7 каб. Выстрелила одной торпедой. Это была первая торпедная атака надводного корабля подводной лодкой российского флота. Атака была неудачной, как и все последующие за годы её службы. Но это не говорит о неподготовленности экипажа. Малая эффективность оружия и технических средств того времени, а также отсутствие каких-либо наставлений и курсов по их боевому применению вынуждали экипаж действовать большей частью как бы на ощупь, каждый раз обретая необходимый опыт и вырабатывая новые тактические приёмы использования оружия и самой подводной лодки.
В феврале 1915 года в командование подводной лодкой вступил капитан 2 Ранга Николай Александрович Гудим. Он происходил из дворянской семьи потоственных военных. После окончания морского корпуса мичман Гудим был направлен на дальний восток и принимал участие в Русско-Японской войне, проходя службу на надводных кораблях российского флота. Там же, на дальнем востоке Николай Александрович увлёкся воздухоплаванием. Но флот всё-таки притягивал его больше и по его просьбе он вскоре оказался в подплаве балтийского флота. Николай Гудим был не просто офицером, он был офицером-новатором. В его послужном списке есть запись: «имущества и семьи не имеет. Взысканиям не подвергался». Эта запись характеризует его, как офицера, который полностью отдаётся службе. За сравнительно небольшой период командования подводной лодкой «Акула» он предложил целый ряд новшеств по тактике использования лодок, их оружия и технических средств:
-активный поиск противника методом крейсирования в заданном районе;
-предложил ввести классификацию подводных лодок на крейсерские, минзаги и торпедные;
-впервые предложил применить устройство для работы двигателя под водой (РДП), о чём упомянул в своём романе «Моонзунд» Валентин Пикуль. В дальнейшем во второй мировой войне это устройство под названием «шнорхель» нашло активное применение в немецком подводном флоте;
Мы можем только догадываться об этом, но, вполне возможно, что именно из-за новаторских предложений командира «Акулы» командование флотом приняло решение переоборудовать лодку под минный заградитель. Ведь подводных минзагов на балтике не было, а единственный в императорском вмф подводный минзаг «Краб» находился на черноморском флоте. И осенью 1915 года лодку переоборудовали. Мины крепились бугелямив гнёздах на верхней палубе позади рубки, а после освобождения вручную походных креплений скатывались за борт по наклонным кронштейнам.
Итак, проведя 16 боевых походов, подводная лодка «Акула» с4-мя минами на борту 15 ноября 1915 года вышла из Ревеля в свой 17-й поход на постановку минных заграждений у Мемеля (Клайпеда), который и стал роковым для лодки и её экипажа. Ещё 15 ноября вечером её видели с береговых постов наблюдения, укрывающейся от шторма у берега. Больше сведений о лодке не поступало на протяжении почти ста лет.
Сегодня мы знаем, где находится братская могила наших славных предков-подводников и можем предположить причину гибели подводной лодки -подрыв на мине. Мы будем всегда помнить о славном экипаже пл «Акула».
Указом министра культуры эстонии Урве Тийдус останки подводной лодки «Акула» признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства.
Сегодня мы открывали в Храме Сергия Радонежского и памятную доску экипажу пл АГ-14, которая также как и «Акула» погибла в период первой мировой войны. Лодкой командовал старший лейтенант Антоний Николаевич фон Эссен-сын командующего силами флота балтийского моря адмирала Н.О.фон Эссена. Адмиралу не суждено было узнать о гибели сына поскольку он скончался за два года до рокового похода АГ-14. Подводные корабли строила американская фирма. Лодка отличалась от отечественных подводных лодок того времени лучшими ходовыми качествами и живучестью. Прочный корпус был разделён на 4 водонепрроницаемых отсека. После вхождения в состав балтийского флота в ноябре 1916 года лодка принимала участие в первой мировой войне и совершила 3 боевых похода- в свой четвёртый роковой поход лодка вышла 18 сентября 1917 года для несения службы на позиции в районе Стейнорта (Лиепая). Её нашли шведские водолазы. Она лежит на глубине чуть более 100 метров в районе острова Готска-Санден в нейтральных водах. В отсеках лодки остались 26 подводников вместе со своим командиром.
Кроме АГ-14 и «аулы» за период боевых действий с 1914 по 1918 год с моря не вернулись ещё пять лодок российского флота: Сом, Львица, Морж, Барс и Гепард.
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
А.Караулов